Отчет о научном семинаре по Европейскому проекту «INNOPIPES» в Варшаве

 

В период 21-29 мая 2013 года в г. Варшава (Польша) в Военной технической академии (WAT) состоялся научный семинар по Европейскому проекту «Инновационные технологии неразрушающего контроля трубопроводов с объемными поверхностными дефектами и их ремонта композитными материалами – INNOPIPES», выполняемому в рамках 7-й Рамочной программы ЕС, а также рабочее совещание участников Проекта.

В семинаре приняли участие специалисты учебных университетов и научных организаций: Военной технической академии (Польша), Рижского технического университета (Латвия), Университета нефти и газа (Румыния), Института механики Болгарской академии наук, Института электросварки им. Е.О.Патона НАН Украины, НТУ «Харьковский политехнический институт», Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, Россия), Института металлополимеров НАН Беларуси (Гомель).

 

Со словами приветствия и пожеланиями плодотворной дискуссии по рассматриваемым вопросам семинар открыли декан факультета механики Военной технической академии, проф. Z. Bogdanowicz, руководитель отдела механики и прикладных наук, проф. T. Niezgoda, а также руководитель проекта «INNOPIPES» со стороны Военной технической академии, проф. J. Malachowski.

 

(Краткая справка: Военная техническая академия имени Ярослава Домбровского была основана в 1951 году. Подготовка кадров на семи факультетах: кибернетики,электроники, гражданского строительства и геодезии, механики, мехатроники и аэронавтики, новых технологий и химии, оптоэлектроники охватывает: образование по первому уровню Болонской системыбакалаврат и инженерия, по второму уровню – магистратура и по третьему – аспирантура, а также последипломное обучение и языковые курсы. Территориально Академия расположена на территории зеленого и экологически чистого района Варшавы – Бемово).

 

Далее семинар продолжился презентациями организаций, участвующих в выполнении данного научного проекта, в которых были представлены главные направления выполняемых ими исследований, экспериментальная база, основные достижения и др. информация, касающаяся возможностей выполнения задач, стоящих в проекте.

Для молодых исследователей занятых в проекте были прочитаны следующие лекции:

  • Методы неразрушающего контроля, применяемые при диагностике трубопроводов. Mitko Mihovski (фото), проф., Институт механики Болгарской академии наук (София);

  • Основы ультразвукового контроля трубопроводов направленными волнами. Андрей Шекеро, Институт электросварки им. Е.О.Патона НАН Украины (Киев);

  • Методы оценки точности обнаружения объемных поверхностных дефектов при эксплуатации трубопроводов для определения участков, подлежащих ремонту. Andrei Dumitrescu (фото), Университет нефти и газа (Плоешти, Румыния);

  • Композиты на основе эпоксидных смол, используемые для ремонта коррозионных повреждений магистральных газо- и нефтепроводов. Владимир Сергиенко (фото), Институт металлополимеров НАН Беларуси (Гомель);

  • Органосиликатные модификаторы наноструктурированных композитов на основе эпоксидных смол для ремонта коррозии и механических повреждений магистральных газопроводов. Елена Кудина (фото), Институт металлополимеров НАН Беларуси;

  • Методы неразрушаюшего контроля для определения механических свойств материалов, используемых при ремонте трубопроводов композитными материалами. Evgeny Barkanov (фото), проф., Рижский технический университет (Латвия);

  • Влияние ошибок измерений и моделирования на определение свойств материалов. Evgeny Barkanov, проф., Рижский технический университет;

  • Анализ цилиндрических оболочек, усиленных бандажами. Геннадий Львов (фото), проф., НТУ «Харьковский политехнический институт»;

  • Исследования трубопроводов с малоцикловой нагрузкой, поврежденных коррозией. Петр Юхимец (фото), Институт электросварки им. Е.О.Патона НАН Украины;

  • Численное и экспериментальное тестирование элементов трубопроводов. Jerzy Malachowski (фото), проф., Военная техническая академия (Варшава, Польша);

  • Контактные задачи для многослойной цилиндрической трубы. Михаил Чебаков (фото), проф., Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия).

 

Состоялась ознакомительная экскурсия в подразделения Военной технической академии, а именно, на кафедры новых материалов и технологий, механики и информатики, машиностроения. Большое впечатление на участников семинара произвела материально-техническая база для проведения фундаментальных исследований по созданию новых материалов, оснащенная современным оборудованием для определения физических и химических свойств, твердости, износостойкости, ударной вязкости и др.:

  • лабораторная мельница Lab Attritor ATT-5 (Mikrons);

  • камера перчаточная с печью (Labmaster);

  • анализатор размера частиц IPS UA (Kamika);

  • анализатор размера активной поверхности BET ASAP™ 2020 (Micromeritics);

  • лабораторная система для производства элементов из порошка методом напыления Lens MR-7 и Lens 850-R (Optomec);

  • рентгеновский компьютерный томограф Metrology XTH 225 (Nikon);

  • вихретоковый дефектоскоп Nortec 500 (Olympus);

  • сканирующий электронный микроскоп-анализатор Quanata 3D FEG (FEI);

  • рентгеновский флуоресцентный спектрометр с дисперсией длины волны PRIMUS II (Rigaku);

  • рентгеновский дифрактометр Ultima IV (Rigaku) для изучения структуры и напряжений;

  • измерительная система для оценки качества геометрических элементов машин, включающая: мультисенсорную координатно-измерительную машину Scope Check 400x200x200 3D CNC (Werth), профессиональную цифровую систему SmartScan3D (Breuckmann), измерительный микроскоп Galileo AV 200 (Starrett);

  • гидравлические силовые машины Instron 8501 и 8802 для выполнения статических и динамических испытаний на прочность.

Научные сотрудники, аспиранты, студенты Академии имеют возможность проводить здесь исследования по разработке и развитию альтернативных технологий производства и механической обработки полуфабрикатов и готовых металлических изделий, пластмасс, композитов, порошковых материалов, металлокерамики, в том числе предназначенных для работы при повышенных температурах, в коррозионной среде,  с сильным абразивным износом, повышенной эрозией с целью замены традиционных дорогие и трудоемких «классических» технологий.

 

Семинар завершился заседаниями «круглых столов», где молодые специалисты и аспиранты участвующих в проекте организаций рассказали о проводимых ими исследованиях и возможному использованию ожидаемых результатов для целей проекта:

  • Контактное взаимодействие цилиндрической оболочки с композитным бандажом с учетом жесткости сдвига. Дмитрий Бесчетников (фото), НТУ «Харьковский политехнический институт»;

  • 3-D анализ методом конечных элементов напряженного состояния поверхности трубопровода с объемными дефектами. Владимир Окороков (фото), НТУ «Харьковский политехнический институт»;

  • Применение моделей гетерогенных сред для анализа конструкций. Александр Ляпин (фото), Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону);

  • Численные и экспериментальные испытания композитных вставок. Lukasz Mazurkiewicz (фото), Военная техническая академия (Варшава);

  • Испытания материала при высоких скоростях деформации. Pawel Baranowski (фото), Военная техническая академия (Варшава);

  • Процесс износа – концепция численного приближения. Krzysztof Damaziak (фото), Военная техническая академия (Варшава);

  • Математическое описание упругого растрескивания металла сварного шва с кубической кристаллической решеткой. Григорий Беляев (фото), ИЭС им.Е.О.Патона НАН Украины (Киев);

  • Сочетание традиционных методов и метода дальнодействующего ультразвукового контроля для диагностики трубопроводов. Сергей Швыдкий (фото), ИЭС им.Е.О.Патона НАН Украины (Киев);

  • Оценка концентрации напряжений в зоне сварного шва в зависимости от его геометрических параметров. Сергей Прокопчук (фото), ИЭС им.Е.О.Патона НАН Украины (Киев).

 

И, конечно, отчет о семинаре будет неполным, если не рассказать о городе его принимавшем – красивой и гостеприимной Варшаве. К сожалению, большую часть нашего пребывания в столице Польши шел дождь, однако  мы все-таки имели возможность познакомиться с городом, и это знакомство оставило исключительно положительное впечатление.

Издавна являясь культурным и промышленным центром, Варшава была одним из самых красивых городов Центральной Европы до тех пор, пока не была практически стерта с лица земли во время Второй Мировой войны. В сущности, Варшава была восстановлена после войны практически с «нуля». Если верить статистике, то после Второй мировой от оригинальной архитектуры в Варшаве сохранилось только процентов 15. Остальные 85 поляки кропотливо восстанавливали по старым чертежам и фотографиям.

Сегодня Варшава впечатляет, особенно если смотреть на нее сверху, со смотровой площадки расположенной на 30 этаже огромного "сталинского" здания Дворца культуры и науки. Город разделен рекой Вислой на две части. На левом берегу реки расположены современный городской центр и Старый город. На этой стороне реки находятся практически все достопримечательности. Главная улица Варшавы Королевский тракт – протянулась от Старого города до Королевских Лазенок (летней резиденции короля). Это одна из самых замечательных европейских улиц, по сторонам которой расположились церкви, дворцы, галереи, музеи.
В любую точку города можно без проблем добраться на общественном транспорте, который ходит точно по расписанию. Большая часть варшавян предпочитают добираться до места работы или учебы на трамвае или автобусе, что намного выгоднее использования для передвижения собственного автомобиля. Гости города могут проложить маршрут до нужного места прямо в Интернете с указанием вариантов и длительности проезда, пересадочных пунктов, времени отправления и прибытия в конечный пункт. Интересно, что основные маршруты работают даже в ночное время.

В последние годы одним из самых популярных видов транспорта в Варшаве стал велосипед. Три года назад в Варшаве была внедрена система проката велосипедов.  Идея городского велосипеда не нова, она уже действует в 50 городах по всему миру. Смысл городской системы проката заключается в следующем: в разных концах города оборудованы одинаковые велосипедные стоянки, на которых каждый желающий может взять велосипед, поехать по делам, а после оставить на любой такой же стоянке. Кроме того, в Варшаве использование городского велосипеда намного дешевле общественного транспорта. На сегодня в столице Польши действует уже более 100 стоянок с более чем 2000 велосипедов.

Особую популярность прокат имеет у туристов. Ведь знакомится с Варшавой лучше на велосипеде активно и интересно. Кроме того, можно намного лучше узнать город и осмотреть большее количество достопримечательностей.


И еще несколько штрихов, которые выделяют Варшаву на фоне большинства украинских городов: чистота на улицах, значительно меньшее количество уличной рекламы, полное отсутствие «временных архитектурных форм» (киосков) и уличной торговли. Молодое поколение варшавян свободно владеет английским, более взрослое поколение понимает русский. Водители автомобилей ведут себя очень адекватно, как по отношению к пешеходам и велосипедистам, так и по отношению друг к другу. В редких, но все же встречающихся иногда пробках автомобили пропускают общественный транспорт. Такси в городе только легальные, с обозначенной ценой проезда. Решен вопрос с парковкой: на газонах и тротуарах машины не паркуются. Балконы горожан не изуродованы типичными для Киева ужасными «скворечниками», поэтому даже стандартные многоэтажки выглядят очень симпатично.

В заключение, сообщаем, что свое мнение о Польше и развитии неразрушающего контроля в этой стране Вы можете составить уже этой осенью, посетив традиционную Национальную конференцию по неразрушающему контролю, которая состоится 15-17 октября 2013 года в курортном городе Колобжеге, расположенному возле побережья Балтийского моря. Подробности относительно участия в конференции вы можете узнать, открыв адрес http://www.badania-ndt.eu/ в Интернете.

 

 А.Л.Шекеро (фото в Варшаве), Ин-т электросварки им.Е.О.Патона НАН Украины